Как сделать удалёнку комфортной для себя

Продолжаем делиться опытом тех сотрудников hh.ru, которые давно работают в дистанционном формате и нашли за это время немало удачных решений для работы из дома. Пригодится всем, кто недавно вынужденно и резко перешел на удаленный формат из-за угрозы распространение коронавируса. Вот шесть ингредиентов правильно организованной работы из дома.

1. Планирование — основа всего!

Тому, кто и так привык планировать день, на удалёнке будет проще. Остальным придется перестроиться. Даже тем, кто всегда считал, что писать список дел на день — глупо.

Все опытные «удалёнщики» в один голос утверждают: эффективность работы из дома полностью зависит от подробного планирования дел, включая мелкие. Особенно если вам теперь в течение дня приходится решать не только рабочие, но и множество домашних вопросов, в которые вы, будучи в офисе, не вникали. Как минимум придется решить вопросы питания, если все привыкли обедать в столовой на работе и в школе.

Как эффективнее работать — короткими временными блоками с 5–10-минутными перерывами между ними, длинными блоками с одним-двумя большими перерывами на обед и домашние дела, или одним не очень длинным, но очень интенсивным блоком без перерывов? Советов на этот счет много, но универсального рецепта нет. Вам нужно найти собственный, подходящий именно вам режим. Он зависит от:

  • характера и интенсивности задач, которые вы выполняете по работе;
  • обязаны ли вы соблюдать строгий режим рабочего времени (тогда выбора нет — и перерывы в работе придется подстроить под него) или от вас ждут только результат, а в каком режиме и темпе, не так важно;
  • ситуации дома (нужно ли вам, например, часто отвлекаться на уход за маленьким ребенком);
  • вашей способности к долгой концентрации (это дано не всем).

Подход Людмилы Андрексон, модератора вакансий hh.ru (опыт удаленной работы — более 3 лет):

Подход Юлии Еремеевой, эксперта сервиса «Готовое резюме» (опыт удаленной работы — 8 лет):

Подход Гульфии Мурзакаевой, менеджера по комплексным продажам hh.ru (опыт удаленной работы — 2 года):

Закладывайте при планировании в каждый временной блок примерно получасовой запас времени на дела, которые могут возникнуть внезапно, внепланово. Они могут быть как рабочими, так и домашними. Если ничего такого не произойдет, вы просто не используете этот блок и чуть раньше перейдете к следующему. Если же на вас упадет срочная задача, ваш план в целом от этого не пойдет наперекосяк.

2. Режим и концентрация

Кого-то отправили на удалёнку с условием, что нужно быть в рабочей сети в строго определенные часы. У кого-то правила мягче: главное — выдавать определенный результат, а в какое время вы будете выполнять эту работу, неважно. В любом случае контроля за вами теперь, когда вы не в офисе, будет меньше. И это провоцирует соблазн полностью выпасть из рабочего режима.

Конечно, если вам по семейным обстоятельствам проще работать ночью или в 5 утра, когда все домашние спят, это тоже вариант. Главное — четко разделить сутки на рабочие часы и часы отдыха. Иначе свобода управления своим временем чревата риском утонуть в работе. Некоторые начинающие удаленщики вскоре ловят себя на том, что вместо привычного режима с 9:00 до 19:00 с перерывом на обед теперь работают с утра до глубокой ночи. С такой проблемой сталкиваются как увлеченные трудоголики, так и прокрастинаторы.

Почему так происходит? В офисе вы не будете сидеть до ночи: даже если у вас гора рабочих задач, вы все равно в определенный момент остановитесь и поедете домой. А сейчас вы и так дома, здесь труднее сказать себе «стоп». Еще в офисе меньше возможностей и соблазнов, чем дома, вместо рабочих задач заняться чем-то другим, потеряв время зря.

Поэтому ваше спасение — режим и концентрация внимания. Не отвлекайтесь ни на что другое, пока не выполните определенный список рабочих задач. А потом наоборот — полностью переключитесь на личные дела.

Олеся Корягина, эксперт сервиса «Готовое резюме» (опыт удаленной работы — более 3 лет):

Ради концентрации внимания опытные удалёнщики лишают себя на время работы возможности выйти в соцсети даже «на минуточку». Так, Елена Лондарь, HR-эксперт компании HeadHunter и консультант премии «HR-бренд» (опыт удаленной работы — более 3 лет), вообще отключает смартфон в то время, когда ей важно не отвлекаться.

3. Рабочее пространство

Если вам повезло с просторной квартирой, то вы можете менять рабочую локацию несколько раз за день. Поработать на диване в одной комнате, потом в кресле — в другой, потом на кухне. Это ведь здорово? Смотря с какой точки зрения.

Для разнообразия действительно лучше перемещаться. Но опытные удалёнщики в большинстве своем отводят в квартире конкретное место для работы и работают только там. Это психологическое решение: иначе можно попасть в ловушку работы без конца и без края — точно так же, как когда нет четкого режима работы.

Работа постепенно начнет занимать всё ваше пространство, а вслед за ним и время.

Как быть, если дома тесно и многолюдно? С этой проблемой сейчас столкнулось большинство вынужденных удалёнщиков. Почти все работают на кухне. Выделить себе тихий уголок, где вас никто не беспокоит, многие не имеют возможности.

Как быть, если ваша работа предполагает много голосового общения, звонков по телефону и в мессенджерах, вам нужна тишина в квартире, но вы здесь не одни, а выделить отдельную комнату нет возможности?

Придется выкручиваться. Например, Елена Лондарь сумела обустроить «рабочий кабинет» в ванной. И это только звучит пугающе: на самом деле, если накидать на теплый пол подушек, получается удобное и уютное место с неплохой звукоизоляцией. «Конечно, я не всегда работаю в ванной, — смеется она. — Еще люблю ставить ноутбук на подоконник и сидеть лицом к окну. Помогает не отвлекаться на окружающую обстановку и сосредоточиться на работе».

4. Кооперация и взаимопомощь

На вынужденной удалёнке оказалась вся семья? Это повод для переговоров и установления новых правил совместной жизни. Трудно всем, и у всех одни и те же проблемы: нехватка личного пространства для работы, отвлекающие факторы, необходимость распределить время на рабочие и домашние дела. А раз проблемы общие, значит, решать их нужно сообща.

Подумайте, как поделить время и пространство. Сравните ваши рабочие, учебные и жизненные графики — когда каждый из вас должен быть онлайн, когда некоторым из вас нужна тишина для звонков и сосредоточенной работы, когда у детей дневной сон, как можно встроить в это расписание прогулку и домашние дела? Как вы можете помочь друг другу и на чью еще помощь можно рассчитывать?

Только не забывайте, что помощь должна быть взаимной. Если кто-то один в семье окажется в положении короля или королевы, а остальные в роли «челяди», то рано или поздно рванет. И от этого скандала даже не получится сбежать на работу.

А еще можно договориться о взаимовыручке с соседями. Ведь не только вы внезапно засели на целые дни дома. Можно сопоставить графики и установить дежурство для прогулок с детьми (если прогулки не под запретом из-за карантина) — это даст всем вам бесценные пару часов работы в тишине.

5. Личное время

Это важно тем, кто живет не один. Даже если вам кажется, что, работая в офисе, вы тоже были лишены времени на себя любимого, потому что разрывались между работой и семейными делами, на самом деле это не так. Вы бывали наедине с собой как минимум по дороге на работу и с работы домой. В это время можно было послушать любимую музыку, почитать, помечтать. Кто-то ходил на фитнес или на творческие курсы, которые теперь тоже закрылись на карантин. А вот теперь вы действительно не бываете один на один с собой.

Например, у Марианны Бойцовой, старшего специалиста службы техподдержки соискателей hh.ru (опыт удаленной работы 8 лет), способ расслабиться — медитация:

Еще один быстрый способ расслабиться и переключиться не выходя из дома — сходить в душ или выйти на балкон.

6. Общение

Тем, кто живет в одиночку, переход на удаленную работу грозит противоположной проблемой — нехваткой живого общения. Да, есть люди, которым оно и не нужно, но если вы не из их числа, то удалёнка станет для вас тяжелым испытанием в первые же пару недель.

Старайтесь чаще созваниваться с друзьями и коллегами хотя бы по видеосвязи. Не ограничивайтесь только перепиской и чисто рабочими темами, если в офисе вы привыкли шутить друг с другом и делиться личными новостями.

А еще помните: эффективность удаленной работы, а также то, ощущаете ли вы себя частью команды, зависит не только от вас. Она во многом зависит и от того, насколько успешно выстроены в вашей команде рабочие процессы и как быстро ваш руководитель научится управлять этими процессами в удаленном режиме. Для этого нужны особые навыки. Поверьте, ему тоже сейчас трудно.

Если вам ужасно не понравилось работать дистанционно и вы очень скучаете по офису, помните: ваша вынужденная изоляция — не навсегда. Вы вернетесь. Но то, что вы попробовали другой формат работы, — полезный опыт.